Афробитс: от истоков к «Грэмми»

<br />
				Афробитс: от истоков к «Грэмми»

За «Грэмми» в этом году мало кто следил, судя по отзывам в сети, однако одну статуэтку получил достаточно интересный музыкальный герой – Burn Boy, который является одним из самых популярных артистов Африканского континента. Burn Boy – это как BTS, но только из Африки, который является представителем афробитса.

Афробитс – это один из жанров, который смог успешно взобраться в топы мировой музыки, правда пишут о нём мало, поэтому предлагаем поближе познакомиться с главным жанром Африканского континента.

Немного истории

Afrobeats, который известен еще как и Afro-pop или Afro-fusion – это жанр популярной музыки из Западной Африки, который возник в Нигерии и Гане еще в 2000 годах. Афробитс – это не столько стиль, сколько дескриптор для слияния звуков, исходящих из Ганы и Нигерии. Нельзя знакомиться с афробитсом, не уделив внимание его «старшему брату» – афробиту. Даже название отсылает к тому, что было раньше.

В середине XX века главным музыкальным жанром Африки был хайлайф – это что-то вроде африканского свинга, где главным принципом было смешение джаза и национальных африканских музыкальных инструментов. Именно в такой Африке рос Фела Кути, который в дальнейшем стал значимой фигурой для афробита. Ключевую роль в зарождении афробита сыграла поездка Фела Кути в США, где он познакомился с девушкой, которая предложила ему стать настоящим голосом для нигерийцев и подарить им свою прекрасную музыку.

Fela Kuti & Africa 70 — Pansa Pansa

После возвращения из США он переименовал свою уже существующую группу из Koola в Africa 70. Затем отправился своим другом, второй ключевой фигурой, Тони Алленом в Гану, где они и создали новый жанр. Главное отличие афробита от хайлайфа заключалось в психологическом груве и языке. Впервые на континенте появился большой музыкант, который гордился своими корнями: сценические образы, раскрашенное лицо с отсылкой на религию.

Во время жизни Фела Кути афробит оставался главным жанром африканского континента, а сам Фела до сих пор, пожалуй, самый легендарный музыкант из Африки. Такой африканский Майкл Джексон. Однако, ближе к 1990-м и 2000-м афробит начал терять вес среди молодёжи, ведь сложно представить, что на вечеринке захотят слушать пятнадцатиминутные инструментальные джемы. Именно так на смену афробиту пришёл ныне популярный афробитс.

Зарождение новой музыки

В Африке 2000-х, как и во всём мире, музыканты подражали своим коллегам за Атлантическим океаном. Популярными были артисты, которые делали хип-хоп и R&B-музыку. В образах местных музыкантов прослеживалось полное подражание хип-хоп артистам из США – цепи, дизайнерская одежда, широкие штаны.

Потребовалось время, чтобы корни афробита, которые заложил Фела, вновь появились в новом поколении. Одним из таких первых проявлений афробитса считают альбом «Game Over» от P-Square.

P-Square – это нигерийский дуэт братьев-близнецов Питера и Пола Окойе. Они называли своим главным идолом Майкла Джексона. В альбоме Game Over парни совместили два самых популярных, как уже говорилось ранее, жанра в Африке 2000-х среди молодёжи – хип-хоп и R&B. Наиболее известным треком с альбома является «Do me», и выделяется он тем, что это клубный трек, в основе которого лежат африканские мотивы. В целом альбом «Game Over» считается одним из первых релизов, который не старался подражать американской черной музыке и в какой-то момент стал невероятно популярным, ведь у него был тираж восемь миллионов копий по всему миру.

Популярность в Англии

Несмотря на то, что афробитс – это жанр, который пришёл из Нигерии и Ганы, всплеск популярности произошёл в Великобритании. В 2011 году в эфире радиостанции Choice FM стартовало дневное шоу «Afrobeats with Abrantee». Эта передача была посвящена афробитс-музыке. Несмотря на то, что на африканском континенте уже были свои афробитс-звёзды, эта музыка еще не была известна широкому слушателю. Африканская диаспора подключилась к шоу Dj Abrantee и распространяла через него афробитс. Кстати, именно в этот момент Choice FM стала мегапопулярной радиостанцией, которую обсуждали сутками в твиттере.

Вторым толчком к популярности стали танцевальные челленджи в 2013 году. Да, уже восемь лет назад многие музыканты врывались благодаря старой версии TikTok – YouTube. Британский исполнитель, но ганийского Fuse ODG происхождения выпустил две песни – «Antenna» и «Azonto». После выхода второй песни в YouTube начали появляться сотни танцевальных видеороликов, что привело к вирусности трека.

Fuse ODG feat. Tiffany «Azonto»

Ну и конечно главный момент, когда афробитс вышел на новый, легендарный уровень, случился в 2016 году, когда Drake выпустил «One Dance». В основе песни лежит африканский танцевальный ритм, который является ключевой составляющей афробитса. Вместе с этим на фите с Drake был WizKid, который не только числится как нигерийский исполнитель, но еще и был продюсером этого трека. В итоге непривычная для массового слушателя «One Dance» в 2016-м стала самой успешной песней на Spotify, а в 2017-м WizKid был подписан на лейбл PCA – это была самая крупная сделка в истории африканской музыки.

Во многом «One Dance» послужила открытию дверей афробитсу на мировую сцену и привела в жанр огромное количество слушателей, а уже через пять лет релиз Burna Boy станет первым афробитс-альбомом, получившим статуэтку «Грэмми».

 

sub-cult.ru



Добавить комментарий